Независимая оценка качества деятельности образовательных организаций

Независимая оценка качества оказания услуг проводится с 2015 года. Согласно информации, выложенной на официальном сайте bus.gov.ru, оценка продолжится и в 2023 году. 

Независимой оценкой охвачены организации, предоставляющие услуги непосредственно их получателям, - учреждения культуры, здравоохранения, образования, социального обслуживания, а также федеральные учреждения медико-социальной экспертизы. Оценка, проводимая не чаще раза в год и не реже раза в три года, - это внешняя процедура, в которой представители названных учреждений не участвуют. А потому задача руководителей учреждения заключается в подготовке к независимой оценке (приведении учреждения в соответствие максимальному числу оценочных критериев и показателей) и в своевременном реагировании на ее результаты.

Что оценивается в учреждении?

 Предметом оценки выступает качество условий оказания услуг (ст. 36.1 Основ законодательства о культуре*(1), ст. 79.1 Закона об охране здоровья*(2), ст. 95.2 Закона об образовании*(3), ст. 23.1 Закона о соцобслуживании*(4), ст. 8.1 Закона о соцзащите инвалидов*(5)). То есть внимание проверяющих сосредотачивается не на профессиональной, а на сервисной составляющей.

Об этом свидетельствуют и установленные критерии оценки. Их пять:

- открытость и доступность информации об организации;

- комфортность условий предоставления услуг;

- доброжелательность, вежливость работников;

- удовлетворенность получателей качеством условий оказания услуг;

- доступность услуг для инвалидов.

Важно, что в ходе независимой оценки не исследуется компетентность работников учреждения. Ведь в процессе опросов, проводимых среди потребителей, да и на заседаниях общественных советов, в составах которых нет представителей профессионального сообщества, не получится обсуждать сущность услуг.

Оговорки о том, что профессиональная сторона деятельности учреждений не может подвергаться независимой оценке, содержатся и в отраслевых законах. К примеру, в отношении медицинских организаций действует норма: оценка не проводится в целях контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также в целях экспертизы и контроля качества медпомощи (ч. 1 ст. 79.1 Закона об охране здоровья). А абзац 2 ст. 36.1 Основ законодательства о культуре устанавливает, что учреждения культуры, осуществляющие создание, исполнение, показ и интерпретацию произведений литературы и искусства, оцениваются только по двум критериям (открытость и доступность информации об организации и доступность услуг для инвалидов). В свою очередь, для оценки профессиональной стороны деятельности образовательных учреждений (качества подготовки обучающихся) предусмотрена отдельная процедура, регулируемая положениями ст. 95.1 Закона об образовании.

Работа учреждений анализируется только по пяти приведенным критериям. Общественные советы не могут добавлять в этот список дополнительные пункты. Это позволяет сделать сопоставимыми результаты независимой оценки и наглядно увидеть динамику изменений. Единый для всех сфер деятельности порядок расчета показателей утвержден Приказом Минтруда РФ от 31.05.2018 N 344н. Примеры расчета показателей приведены на официальном сайте mintrud.gov.ru (раздел "Деятельность/Независимая оценка качества условий оказания услуг/Справочные материалы"). Проанализировав общие и отраслевые нормативные акты, можно определить, в частности, какой информации об учреждении не хватает на его сайте, насколько комфортны для посетителей зоны ожидания и какие условия не обеспечены для обслуживания инвалидов.

Независимые эксперты будут оценивать учреждение по этим же критериям. А значит, у него есть возможность заранее подготовиться к оценке и улучшить свою работу по некоторым показателям.

  Как формируется общественный совет?

 Определять персональные составы общественных советов должны общественные палаты. При этом инициатива создания совета исходит от органа власти, при котором впоследствии действует данный совет.

Состав совета утверждается на три года. При формировании его на новый срок должно измениться не менее трети состава. Информация о составах действующих общественных советов и их работе опубликована на сайте bus.gov.ru в разделе "НОК для уполномоченных органов".

В общественные советы нельзя включать руководителей и иных работников учреждений. Аналогичный запрет действует для представителей органов власти и местного самоуправления, профессиональных сообществ. Об этом говорится, например, в ч. 2.1 ст. 95.2 Закона об образовании, ч. 5.1 ст. 23.1 Закона о соцобслуживании. Иными словами, руководители учреждений, подвергаемых независимой оценке, не могут входить в состав советов ни в своем основном должностном статусе, ни по общественной должности (скажем, в отраслевой ассоциации).